Общедомовые приборы учета электроэнергии - в каждый многоквартирный дом!
23 ноября 2009 года вступил в действие Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Актуальность в принятии данного правового документа назрела уже давно. Небольшой пример - у нашего дальневосточного соседа, Китая, в стране с более чем миллиардным населением, которая на протяжении последних 20 лет интенсивно развивается, где растёт число энергоемких предприятий и из года в год повышается количество потребляемых энергоресурсов, а их производство растет не так быстро, вопрос энергосбережения в конце 2007 года встал очень остро. Этих самых ресурсов просто перестало хватать. Так вот, решение в Китае было найдено за счет элементарной экономии потребителями и перехода в отдельных отраслях промышленности на энергосберегающие технологии. Благодаря этому уже в 2009 году в Китае количество сэкономленной электроэнергии достигло 15%. Россия, естественно, ни по количеству населения, ни по темпам роста экономики, с Китаем сравниться не может. Но есть один общий показатель – ежегодно растущая потребность в энергоносителях, как для сектора промышленности, так и для рядового потребителя. Для того, чтобы решить проблему и позиционировать Россию, как ведущее государство в области энергосбережения, и был принят этот закон.
Данный Федеральный закон является базовым документом, определяющим государственную политику в области энергосбережения. Многие положения этого закона направлены на решение вопросов энергосбережения и повышения энергоэффективности именно в области ЖКХ. Так для организации эффективной работы ЖКХ предусмотрено введение энергетических паспортов, определен комплекс мер, обеспечивающих для потребителей право и возможность экономить ресурсы, сделав выбор в пользу энергоэффективных товаров и услуг. В качестве первого шага с 1 января 2011 года вводится запрет на производство, импортирование и продажу ламп накаливания мощностью 100 Вт и более, с 2013 года – ламп 75 В т и более, с 2014 года – 25 Вт и более. С 1 января 2011 года также вводится обязательное маркирование для бытовой техники. С 1 января 2012 года обязательное маркирование вводится для компьютеров и оргтехники. Отдельными постановлениями Правительства РФ определены даты и порядок маркирования классов энергоэффективности для зданий, строений, сооружений и иных товаров.
Второй блок закона объединяет набор инструментов, стимулирующих энергосбережение в госсекторе, в бюджетных организациях и жилищном секторе. Так определено, что все производимые, передаваемые, потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному приборному учёту. Исключения сделаны лишь для аварийных и ветхих объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а так же объектов с мощностью потребления электроэнергии до 5 киловатт или тепловой энергии до 0,2 Гкал в час.
Большая роль в повышении энергоэффективности отводится субъектам Российской Федерации, которые уже сегодня наделены соответствующими полномочиями. В каждом регионе, в каждом муниципальном образовании предусматривается разработка программы энергосбережения с четкими, понятными целевыми показателями и системой оценки.
Законом определены временные рамки по организации работы по учету энергоресурсов. Так до 1 января 2012 года в жилых домах, квартирах в жилых домах, в садовых и дачных домах с централизованной подачей ресурсов собственники должны установить счётчики электроэнергии, воды, газа и коллективные теплосчётчики.
Закон обязывает все организации, являющиеся поставщиками энергоресурсов, ежегодно предлагать собственникам жилых домов и садовым товариществам проведение мероприятий по энергосбережению, в том числе и способы финансирования этих мероприятий. Это могут быть и финансовое участие граждан в конкретных целевых программах ресурсопоставляющих организаций, и предоставление льготных условий по установке приборов учёта для отдельных категорий граждан, и предоставление рассрочки платежей за произведённые работы - это зависит от возможностей конкретного ресурсопоставщика.
Для стимулирования перехода на энергоэффективную политику будут установлены и экономические рычаги. Так поставщикам энергии и энергоресурсов предоставлено право заинтересовывать потребителей в установке счётчиков (сегодня это очень просто: нет счетчика, платишь круглосуточный расход "по сечению трубы, провода" и т.д.). Если потребитель не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация, поставляющая энергоресурс, обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Кроме того, законом предусмотрен принудительный порядок установки приборов учёта с возмещением устанавливающей организации всех понесённых затрат. Также внесены дополнения в Кодекс административных правонарушений, где на лиц (физических и юридических), виновных в нарушении требований данного закона, налагаются различные денежные штрафы. То есть, эти санкции могут быть применены как к собственникам жилья, так и к организациям, отвечающим за поставку энергоресурсов. В настоящее время механизма, который бы четко указал в каком случае к гражданам будут применять штрафные санкции, а в каком нет, ещё не существует. Возможно, в 2011 году будут созданы комиссии, которые на местном уровне смогут решать, что если в многоквартирном доме отсутствует техническая возможность установки прибора учёта, то жители такого дома будут производить оплату за коммунальные услуги по нормативам, возможно, будут пересмотрены сами нормативы потребления коммунальных услуг, а возможно, это будет нечто другое, но с уверенностью можно сказать, что до 1 июля 2011 года данный механизм будет разработан на государственном уровне и вопросы энергосбережения затронут очень широкие слои нашего общества.
Из мирового опыта по организации энергосбережения известно, что наладить само энергосбережение невозможно без широкой разъяснительной кампании о его необходимости и пользе. С этой целью в России создаётся государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергоэффективности с регулярным представлением основных сведений, касающихся региональных и муниципальных программ по энергоэффективности, оснащенности сельских и городских поселений приборами учёта, освещением передового опыта по энергосбережению. Также органы исполнительной власти будут обязаны ежегодно публиковать в СМИ сведения об административных наказаниях лиц, ответственных за содержание жилых домов, в связи с нарушениями требований данного Федерального закона.
Понятно, что всех нас ждёт достаточно ёмкая и серьёзная работа в течение 2011 года. Администрация Лабинского городского поселения напоминает жителям города о необходимости предстоящих проводимых мероприятий, которые будут направлены на реализацию требований Федерального законодательства по энергосбережению. В течение следующего года все ресурсоснабжающие организации города будут интенсивно работать с жителями, и, прежде всего, в многоквартирных домах, в части установки общедомовых приборов учёта воды, электроэнергии, тепла и газа. Также жителям необходимо понять, что жизнь «нормативных» потребителей коммунальных услуг будет с 2012 года осложнена более жесткими требованиями по оплате за «коммуналку».
Главный специалист отдела ЖКХ и благоустройства
администрации Лабинского городского поселения Г.Д. Родников