О планах и перспективах капитального ремонта многоквартирных домов
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон) для получения из Фонда финансовой поддержки на проведение капитального ремонта региональным и местным властям необходимо выполнить ряд обязательных условий. Все эти условия направлены на ускорение реформирования жилищно-коммунальной сферы. Однако не все они могут быть выполнены властями. Так, пункты 2 и 3 статьи 14 Закона определяют ежегодное увеличение количества многоквартирных домов в городском поселении, претендующем на получение финансовых средств, собственники жилых помещений в которых создали товарищества собственников жилья и находятся на управлении в специализированных управляющих организациях. Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 2005 года гласит, что способ управления многоквартирным домом избирается на общем собрании собственников жилья большинством голосов. То есть, именно собственники жилья решают, как управлять домом, и в результате Закон не может решить главную задачу, ради которой и создан Фонд, - провести капитальный ремонт многоквартирных домов. Возникает парадоксальная ситуация, когда действие Закона направлено на защиту интересов собственников жилья, а эти самые собственники в силу различных причин не хотят выполнять его условия.
Ситуация в Лабинском городском поселении с многоквартирным жилищным фондом следующая. Из 196 многоквартирных домов примерно пятая их часть уже сейчас нуждается в капитальном ремонте, и ещё четверть домов будут нуждаться в ремонте в ближайшие 5-7 лет. В 2009 году за счёт средств Фонда, краевого и местного бюджетов, и 5 % софинансирования со стороны собственников жилья был проведен капитальный ремонт 33 многоквартирных домов. Всего на эти цели израсходовано более 30 миллионов рублей и была выполнена большая работа. Более 20 лет не проводилось в городе строительно-ремонтных работ столь широкого масштаба. Однако, как показывает состояние многоквартирных домов, этого явно не достаточно. Для того чтобы Лабинское городское поселение могло претендовать на получение финансовых средств, необходимо выполнение следующих критериев - до 1 января 2011 года иметь 39 многоквартирных домов, в которых созданы товарищества собственников жилья, и 125 домов должны находиться на управлении у специализированных управляющих организаций. Кроме того, согласно требованиям Фонда, с 2011 года все земельные участки под многоквартирными домами, на которых планируется проведение капитального ремонта, должны быть поставлены на государственный кадастровый учёт. На сегодняшний же день в городе функционируют 3 частные управляющие организации, на их обслуживании находится 99 многоквартирных домов и создано 27 товариществ собственников жилья.
Таким образом, 185-й Закон по-своему уникален. В отличие от других федеральных законов, строго предписывающих их неукоснительное исполнение, данный нормативно-правовой акт в этом смысле очень либерален – не хочешь, не исполняй, но тогда не получишь денег на капитальный ремонт и останешься жить в старом, не уютном доме.
Естественно, что стоимость капитального ремонта многоквартирного дома не маленькая. Учитывая то обстоятельство, что в многоквартирном жилищном фонде, как правило, проживают люди с невысоким достатком, ясно, что ни собственники жилья, ни бюджет города осилить проведение столь масштабного мероприятия, как массовый капитальный ремонт, не в состоянии. В данном случае решение, которое предлагает реализация 185-го Закона – единственный выход для многих собственников жилья. Хочется напомнить, что Закон ограничен во временных рамках и действует до 31 декабря 2011 года. Понятно, что все многоквартирные дома, нуждающиеся в капитальном ремонте, отремонтировать в обозначенные сроки просто физически не удастся. Однако, учитывая положительный опыт, полученный в Краснодарском крае при реализации данного Закона, и реальное состояние жилищного фонда, администрация Краснодарского края продумывает создание нормативно-правовой и экономической базы для решения на региональном уровне вопросов улучшения состояния жилищного фонда в дальнейшем, уже после прекращения действия 185-го Федерального Закона.
Хочется напомнить, что к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с 185 Федеральным законом относятся:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
2) ремонт крыш;
3) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
4) утепление и ремонт фасадов.
Не воспользоваться данной возможностью будет большой ошибкой. Выполнив условия для получения финансовой помощи, имеется реальная возможность провести капитальный ремонт домов без значительных финансовых затрат со стороны собственников жилья. Наглядные примеры тому – отремонтированные дома, расположенные во всех микрорайонах нашего города.
Главный специалист отдела ЖКХ и
благоустройства администрации Г.Д.Родников